Основные критерии диагностики и 3 способа поддержки детей с синдромом Аспергера

Грета Тунберг. Фото: Reuters/ JEENAH MOON
22 сентября в Нью-Йорке шестнадцатилетняя школьница из Швеции Грета Тунберг выступила с эмоциональной речью на саммите ООН по климату. Девочка раскритиковала мировых лидеров и обвинила их в игнорировании экологических проблем. По словам Греты, она начала интересоваться вопросами экологии в восемь лет, но к решительным действиям перешла в прошлом году. Она стала устраивать одиночные пикеты у здания шведского парламента по пятницам. Спустя некоторое время ее идею поддержали десятки тысяч школьников по всему миру.

Кто такая Грета Тунберг? Подробнее

Четыре года назад врачи диагностировали у Греты синдром Аспергера. Эту болезнь часто сравнивают с аутизмом, но она проходит легче: больные сохраняют способность связно выражать мысли, но при этом испытывают трудности с общением и зацикливаются на одном занятии.

Что такое синдром Аспергера?

Синдром Аспергера (лат. Asperger syndrome) — это расстройство аутистического спектра.

От обычного аутизмасиндром отличается тем, что когнитивные и даже речевые способности пациента в целом сохраняются.

«Родственными» заболеваниями синдрома являются:

  • атипичный аутизм;
  • психоз;
  • высокофункциональный аутизм;
  • синдром Ретта и некоторые другие.

Больных отличают трудности в общении, стереотипное поведение и ограниченные интересы. Эти нарушения имеют глубокий характер, препятствующий нормальной жизнедеятельности.

Примечательно, что болезнь врождённая, а значит, она не может появиться в результате развития ребёнка в первые годы жизни. Впрочем, воспитание и окружающая среда существенно влияют на протекание синдрома Аспергера.

О том, как часто проявляется синдром Аспергера в детском возрасте, существуют разные мнения. Статистика говорит о 0,36 – 0,71 процента случаев, однако специалисты приводят совсем другую цифру: по их мнению, симптомы у детей имеются в 30, а то и в 50 процентах случаев.

Открытый всего лишь в первой половине ХХ века, синдром Аспергера долго не привлекал внимания научных и медицинских кругов. «Странным» детям ставили различные диагнозы, от атипичного аутизма до детской шизофрении, а взрослых считали просто невоспитанными людьми, хроническими неудачниками, беспринципными хамами. Настоящая причина странностей в поведении открылась позднее.

Когда можно выявить синдром Аспергера и как он проявляется?

Синдром Аспергера проявляется с раннего возраста. Так, у некоторых детей рано обнаруживается способность к нестандартному пониманию себя и окружающих. При этом, как показывают наблюдения, люди с синдромом Аспергера испытывают сложности с тем, чтобы донести до собеседника собственные эмоции. Им тяжело интерпретировать знаки, такие, как интонация, мимика, жесты, которые не вызывают никаких трудностей при восприятии у других людей. Им тяжело считывать тон голоса, выражение лица собеседника, воспринимать намеки и т. д. Иногда им трудно выражать себя эмоционально. Используя сложные слова и фразы, они могут не понимать в полной мере, что они означают. Они с трудом понимают шутки, анекдоты, метафоры и сарказм.

Люди с этим расстройством не понимают установленные социальные нормы, например, они могут стоять слишком близко к другому человеку, начинать разговоры на неуместные темы или вести себя некорректно. Кроме этого, они могут производить впечатление безразличия и равнодушия к другим людям.

Имея сниженные способности к эмпатии, люди с синдромом Аспергера проявляют свои эмоции не всегда понятным для окружающих образом. В отличие от людей с аутизмом у них менее выражены проблемы с речью. Интеллект у таких пациентов чаще нормальный (общий показатель IQ не менее 70, при этом вербальный интеллект развит лучше, а невербальный хуже) или выше нормы.

Умираю, если не протестую. Как 16-летняя шведка Грета превратилась в мессию Подробнее

Причины синдрома Аспергера

Синдром Аспергера изучается с 1944 года, однако за это время причины появления синдрома так полностью и не выявлены. Поскольку болезнь имеет врождённый характер, высказывались мнения о её генетическом происхождении.

Исследователи о синдрома родственники также могут иметь признаки, характерные для болезни, чаще всего в более лёгкой форме — например, некоторые нарушения в общении. На это указывал ещё сам Ганс Аспергер, изучавший не только своих юных пациентов, но и их семьи.

Ещё замечено, что расстройства аутистического спектра имеют сходную генетическую природу.

Современные исследования показали, что непосредственным механизмом протекания болезни является нарушение нейронных связей в головном мозге – из-за этого управление психической жизнью человека отличается от нормального.

Причины

Изучение причин развития синдрома Аспергера продолжается вплоть до настоящего времени и довольно далеко от завершения. До сих пор ещё не выявлено происхождение и развитие заболевания.

В качестве основной теории выдвигается мнение об аутоиммунной реакции организма матери, которая в свою очередь вызывает повреждение головного мозга у плода. До настоящего времени ещё не нашла достоверного подтверждения гипотеза гормонального сбоя у ребёнка (изменения уровня кортизола и тестостерона). Кроме того, исследуется связь между расстройствами аутистического характера и такими патологиями как недоношенность, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и др.

Не менее вероятными факторами риска возникновения синдрома Аспергера считаются наследственная предрасположенность, принадлежность к мужскому полу, внутриутробные вирусные инфекции (герпес, краснуха, корь, токсоплазмоз, цитомегаловирус и др.), воздействие на плод токсических веществ в ранние сроки беременности.

Симптомы синдрома Аспергера

Проявлений синдрома Аспергера великое множество; в каждой жизненной ситуации обнаруживаются свои «странности».

Однако существуют общие симптомы, указывающие на наличие этой болезни. Их появление можно отметить начиная с 3 летнего возраста. До этого момента ребёнок развивается нормально – в положенное время учится сидеть, ходить, говорить.

Трудности начинаются на более высоких этапах психического развития:

  • Ребёнок не желает идти на контакт с окружающими людьми. Он не общается (или плохо общается) с членами семьи, с товарищами в садике или в школе. Он не проявляет инициативу для знакомства или контакта. Если же контакт состоялся, то больной с Аспергером с трудом понимает эмоции собеседника, не распознаёт оттенки интонации, жесты и мимику; не понимает шутки — обращённую к нему речь воспринимает буквально.
  • Речь больного часто не содержит эмоций, слова произносятся монотонно. Ребенок не может подобрать нужные слова, чтобы объяснить то, что ему нужно. Из-за этого ребёнка считают глупым, в школе ставят низкую оценку из-за того, что он якобы не выучил урок; на самом деле ситуация обратная – он может очень быстро выучить тему (буквально наизусть), однако коммуникативные нарушения мешают воспроизвести необходимое.
  • Если же носитель синдрома Аспергера начинает уверенно говорить, то, как правило, увлекается длинным монологом. Он не понимает, как реагируют собеседники на его речь, интересно им это или нет. Ребенок часто не смотрит в глаза собеседнику, он не делает пауз в своей речи, нужных для того, чтобы слушатели восприняли его слова. Его монолог напоминает воспроизведение звукозаписи. Странным здесь является то, что говорящий вполне осознаёт, что общается с другим человеком.
  • Ещё более странно выглядит речь «аспергера» из-за почти полного отсутствия мимики и жестикуляции. Даже взгляд его во время разговора направлен в пустоту. Такая неестественность позы отмечается даже на фотографиях.
  • Ещё один основополагающий симптом — стремление к порядку. Ребёнок пытается выстроить вещи «идеальным» образом: раскладывает игрушки по цвету, форме, размеру, кладёт предметы на строго определённые места. Если он оставил вещь на одном месте, а затем кто-то переложил её на другое, но совсем рядом, то по возвращении ребёнок может её вовсе не найти. Такое часто проявляется и у взрослых, страдающих синдромом Аспергера.

Проделки фей и «Человек дождя»

«С ума сойти: путеводитель по психическим расстройствам для жителя большого города»

В средневековой Британии родители должны были тщательно присматривать за ребенком, особенно хорошеньким, — его в любой момент могли похитить феи. Ведь, как известно, волшебные существа любят человеческих детей и с удовольствием воспитывают их в своем царстве. А на их место подкладывают собственных отпрысков, заколдовав подменышей так, чтобы они были внешне очень похожи на пропавших. Но отличить эльфийского ребенка можно было по ряду признаков — в их число входили необщительность малыша и его неравномерное развитие, а также неожиданная любовь и способности к одному роду деятельности (как правило, к музыке). Среди некоторых ученых и писателей, исследовавших историю аутизма, существует мнение, что за подменышей принимали детей с разными нарушениями развития — в том числе и с регрессивным аутизмом (когда ребенок развивается нормально до одного–двух лет, а потом начинает проявлять симптомы расстройства).

С укреплением позиций христианства вера в фей постепенно перетекла в веру в сатанинские проделки. Один из предполагаемых случаев аутизма был упомянут в записях застольных бесед Мартина Лютера — там говорилось о 12-летнем мальчике, предположительно страдавшем этим нарушением развития. Вердикт Лютера был безжалостным: он посоветовал задушить ребенка (по другой версии — утопить), считая его порождением дьявола — телом, не имеющим души. «Он (дьявол) способен причинять детям вред, вызывать болезни сердца, слепоту, красть их или даже извлекать детей из колыбельки и сам ложиться на место украденного ребенка», — писал Лютер. В 1747 г. брак шотландского дворянина Хью Блэра с дочерью местного врача был аннулирован из-за странного поведения жениха. По воспоминаниям современников, Блэр слабо разбирался в приличиях и нюансах общения (например, мог без спроса прийти в гости), всегда носил одну и ту же одежду (на прохудившиеся места он ставил заплаты, вырезая их из новой одежды — часто заимствованной у окружающих), коллекционировал птичьи перья и всегда заявлялся на любые похороны в городе вне зависимости от того, знал ли умершего. Впрочем, расторжение брака произошло не без участия Джона, младшего брата Хью, который был не заинтересован в появлении новых наследников поместья и титула. По мере развития науки стало ясно, что странности в поведении вызваны не феями и демонами, а дисбалансом в психических и неврологических процессах. Термин «аутизм» (от греческого «сам») в 1910 г. придумал швейцарский психиатр Юджин Блейлер. Правда, тогда он применял его в первую очередь для обозначения симптома шизофрении. А в 1944-м австрийский психиатр и психотерапевт Ганс Аспергер описал четверых детей с ограниченной эмпатией, физической неловкостью, узконаправленными интересами и слабыми способностями к невербальной коммуникации. Годом ранее его соотечественник Лео Каннер, иммигрировавший в США, описал такое же расстройство. Шла война, поэтому долгое время работы Аспергера оставались незамеченными в США. Лишь в 1991 г. его труды были переведены на английский язык и стали доступны широкому кругу специалистов.

Первая половина 1940-х была не самым удачным периодом для людей с психическими расстройствами и отклонениями в развитии. Подробности взаимоотношений Аспергера с нацистами неизвестны, но, согласно популярной точке зрения, Третий рейх, заинтересованный в евгенических проектах и избавлении от всех «лишних», поддерживал исследования психиатра. Но Аспергер сознательно преувеличивал положительные стороны своих пациентов и доказывал их необходимость для общества, чтобы спасти от истребления. Доктор называл своих подопечных «маленькими профессорами» и предрекал, что их необычные способности найдут применение в будущем. Ближе к концу Второй мировой войны он открыл школу для детей с «аутистической психопатией» — но ее разбомбили, и большая часть работ психиатра была потеряна.

Людям с синдромом Аспергера свойственны узконаправленные интересы, проблемы с коммуникацией и другие особенности восприятия и поведения, но их речевые и когнитивные способности развиты настолько, что позволяют им более или менее адаптироваться в обществе, а в каких-то случаях и преуспеть. Кстати, образ героя фильма «Человек дождя» Реймонда Бэббита, которого среднестатистический зритель воспринимал как стопроцентного аутиста, на самом деле был списан с человека с совершенно другим диагнозом. Его прототип американец Ким Пик родился с черепно-мозговой грыжей и повреждением мозжечка. Особенности строения мозга сформировали феноменальную память — Пик запоминал до 98% поступающей информации. Это яркий пример савантизма — невероятной одаренности человека с отклонениями в развитии. Около 50% cавантов — аутисты, но только 10% аутистов становятся савантами.

Диагностика

Выявлять синдром Аспергера — задача на самом деле непростая. Для этого подключаются специалисты из разных областей — психологи, психиатры, неврологи, генетики. Разносторонние исследования нужны по той причине, что проявления синдрома похожи на симптомы других расстройств.

Диагностика детей

Симптомы у детейважно обнаружить как можно раньше, поскольку это упрощает лечение. Для постановки диагноза проводятся беседы с ребёнком, включающие тесты и игры.

Помимо этого специалист беседует с родителями ребёнка, чтобы получить информацию о его поведении в семье, в школе, во время повседневных занятий. Разговор с родителями позволит выявить и у них проявления синдрома.

Диагностика взрослых

Синдром Аспергера у взрослых выявить сложнее, поскольку признаки болезни с возрастом меняются. Однако есть ряд методов, позволяющих диагностировать расстройство у взрослых людей. К ним, в частности, относятся стандартные тесты:

  1. 1.Тест. Основан на анализе взгляда пациента. Тест нередко проводят по фото. Как уже говорилось, взгляд человека, страдающего синдромом, ничего не выражает и направлен в никуда.
  2. 2.Тест. Определяет степень эмпатии – эмоционального развития испытуемого. У «аспергеров» показатели этого теста более низкие, чем у здоровых людей.
  3. 3.Тест. Показывает наличие ритуального поведения, «зацикленности».

Аспи любят порядок и устанавливают собственные правила

Мир порой кажется таким запутанным и беспорядочным, что люди, страдающие синдромом Аспергера, пытаются «навести порядок». Так, они часто устанавливают собственные правила. Например, мужчина на работу добирается только по одному маршруту.

Также аспергеры часто создают свой распорядок дня в соответствии с шаблоном и строго следуют ему. Например, рабочий день в офисе начинается и заканчивается в определенное время. И если на секунду опоздать на работу или задержаться допоздна, волнение и тревога тут же нахлынут.

Лечение синдрома Аспергера

Поскольку синдром Аспергера генетическое заболевание «психологической» сферы, то не существует никаких методов его медикаментозного лечения.

Однако существуют препараты, позволяющие лечить сопутствующие болезни – нервозность, депрессию, нарушения сна, невнимательность, склонность к самоповреждению. Некоторые медикаменты могут устранить даже повторяющиеся действия и поведенческие стереотипы.

Основные способы лечения синдрома Аспергера — когнитивно-поведенческая терапия, эрготерапия, тренинги социальных и коммуникативных навыков. Применяется и лечебная физкультура, которая помогает корректировать координацию движений и улучшить сенсорные навыки.

Детям показаны занятия с логопедом; его задача развить у ребёнка навыки передачи эмоций, научить делать речь яркой и выразительной. Кроме того, необходимы посещения психолога и педагога-дефектолога, которые научат ребёнка ориентироваться в окружающем мире.

В идеале терапия при синдроме должна быть смешанной: психологические, поведенческие и когнитивные методы необходимо сочетать с приёмом поддерживающих препаратов, направленных на улучшение самочувствия пациента.

Лечить синдром Аспергера у взрослых, как и диагностировать заболевание, заметно сложнее, чем у детей. В частности, потому, что взрослые носители болезни уже стали сложившимися личностями, критически относятся к попыткам лечения и часто не считают своё состояние болезнью.

Особенности диагностики

Некоторые проявления синдрома могут определить родители или педагоги, врачами (педиатрами, психиатрами, логопедами, неврологами, логопедами).

Для диагностики применяются:

  • анализ анамнеза;
  • анкетирование детей;
  • наблюдение;
  • тестирование.

Для дифференциального определения диагноза в ряде случаев требуется проведение электроэнцефалограммы, МРТ. Эти обследования покажут, нет ли риска развития осложнений и обострений патологии.

Сложности социального воображения

Лица, обладающие синдромом Аспергера, славятся очень богатым воображением. Многие становятся известными артистами, писателями или же музыкантами.

Однако, у людей с синдромом Аспергера есть большие сложности в социальном воображении, а именно: невозможность прогнозирования возможных вариантов, непринятие мнения окружающих, невозможность трактовки чувств, мыслей или действий иного человека. Кроме этого, у больных синдромом Аспергера отмечаются ограничения в их творческой деятельности, поскольку для них приемлема только повторяющаяся, последовательная деятельность.

Социальное взаимодействие или сотрудничество

Людям с синдромом Аспергера очень трудно создавать и поддерживать дружеские связи. Они не понимают, что дружба требует таких понятий, как умение ждать, сопереживать и сочувствовать, поддерживать друг друга, обсуждать не только темы, которые их интересуют, но и те, что интересны предполагаемому другу.

Некорректность, а нередко и бестактность в общении с другими отталкивает людей от них. Со временем больные с синдромом Аспергера могут научиться нормам поведения и понятиям дружбы, что скорее основано не на понимании всего перечисленного, а на интуитивном копировании (такие больные обладают очень тонкой душевной организацией) других людей.

Нередко больные с синдромом Аспергера обижают окружающих своими высказываниями, сами не желая и не понимая этого.

Симптомы

Люди с синдромом Аспергера отличаются особыми проблемами в таких социальных сферах: коммуникативная сфера, сфера взаимодействия и воображения.

Классические симптомы синдрома Аспергера:

  • трудности с невербальной коммуникацией;
  • проблемы с восприятием мира;
  • дефицит эмоций, творческого воображения и мышления.

Эти признаки называют «триадой основных симптомов» высокофункционального аутизма, они могут проявляться не все сразу и быть не такими явными. Близкие должны насторожиться, если в их окружении есть человек, который подвержен:

  • повышенной подозрительности;
  • физической неуклюжести;
  • частой депрессии;
  • привыканию к определенному месту проживания;
  • вспышкам ярости, раздражительности;
  • непониманию образной речи, шуток;
  • трудностям в дружеском общении и взаимодействии;
  • шаблоны поведения.

К последнему пункту относится привыкание к определенному виду хобби, порядку расположения вещей в жилище, выполнению повторяющихся действий. Если порядок нарушается, это вызывает бурю негативных эмоций, серьезное нервное потрясение, истерику. Болезнь диагностируется в детстве, но в некоторых случаях может протекать бессимптомно до определенного толчка.

Как отличить детский аутизм от синдрома Аспергера?

Отличия между синдромом Аспергера и детским аутизмом представлены в таблице:

КритерийСиндром Аспергера Детский аутизм
Характеристика состоянияПроцесс психопатического характераПсихопатия
Прогноз относительно дальнейшей социализацииНеблагоприятныйОтносительно благоприятный
СамоощущениеРебенок замкнут в своем миреРебенок живет в социуме, но по своим правилам
Контакт глазНе замечает других людей, хотя может смотреть им в глазаИзбегает встречаться глазами с другими людьми
Коммуникативная функция речиС помощью речи ребенок общается, хотя преимущественно в одностороннем порядкеРечь не является средством для коммуникации
Моторное и речевое развитиеРечевое развитие опережает умение ходить.Речевое развитие запаздывает, либо отсутствует вовсе. Ходить ребенок начнет раньше, чем говорить.
Манифестация нарушенийПосле 3 летМладенчество

Прогноз

По некоторым свидетельствам, у детей с синдромом Аспергера с возрастом симптомы уменьшаются; до 20 % детей, став взрослыми, уже не удовлетворяют критериям синдрома, хотя социальные и коммуникационные трудности могут сохраняться. На 2006 год не было ни одного исследования долгосрочных результатов синдрома Аспергера или систематического долгосрочного изучения детей с этим синдромом. У лиц с синдромом Аспергера средняя продолжительность жизни, похоже, такая же, как и у населения в целом, но повышена частота коморбидных психиатрических расстройств, таких как клиническая депрессия и тревожный невроз, которые могут существенно осложнить прогноз; есть вероятность суицидального поведения. Хотя социальные нарушения сохраняются на протяжении всей жизни, прогноз, как правило, более благоприятен, чем при расстройствах аутистического спектра, ведущих к более тяжёлым нарушениям функционирования; например, симптомы аутистического спектра с большей вероятностью сглаживаются со временем у детей с синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом. Хотя большинство студентов с синдромом Аспергера имеют средние математические способности, и их результаты математических тестов несколько ниже, чем тестов на общий интеллект, некоторые одарены в математике, и синдром Аспергера не помешал некоторым взрослым добиться значительных успехов, вплоть до Нобелевской премии.

Хотя многие посещают обычные классы, некоторым детям с синдромом Аспергера показано специальное образование из-за их социальных или поведенческих проблем. Подростки с синдромом Аспергера могут испытывать постоянные трудности с уходом за собой или организацией, а также быть возбуждены и обеспокоены проблемами в социальных и романтических отношениях. Несмотря на высокий когнитивный потенциал, большинство молодых взрослых с синдромом Аспергера остаются дома, хотя некоторым удаётся вступить в брак и самостоятельно работать. Непохожесть на других может быть травматичной для подростков. Причинами тревоги могут быть зацикленность на возможных нарушениях рутин и ритуалов, помещение в ситуацию без ясного расписания или ожиданий или из-за беспокойства по поводу неудачи в социальных взаимодействиях; стресс в результате тревоги может проявиться как невнимательность, отказ от общения, зависимость от навязчивых идей, гиперактивность, агрессивное или оппозиционное поведение. Депрессия часто появляется в результате хронической фрустрации из-за постоянных неудач в заинтересовывании собой других людей, и могут возникнуть аффективные расстройства, требующие лечения. Клинический опыт позволяет предположить, что частота самоубийств у лиц с синдромом Аспергера повышена, но это не было подтверждено систематическими эмпирическими исследованиями[.

Обучение семей критично для выработки стратегий понимания сильных и слабых сторон; помощь семье улучшает прогноз для детей. Прогноз может быть улучшен постановкой диагноза в раннем возрасте, что сделает возможным раннее вмешательство, в то время как вмешательство во взрослом возрасте менее полезно, хотя и имеет ценность. Лица с синдромом Аспергера подвержены риску эксплуатации со стороны других и могут быть неспособны понять социальные последствия своих действий.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]