Аутизм — что это за болезнь? Причины и признаки аутизма у детей и взрослых, лечение

Advertisement

Аутизм у детей — это особое психическое расстройство у детей, которое объясняют нарушениями в работе головного мозга и ЦНС. Термин в первый раз был употреблён в 1910 году. Этому диагнозу всегда сопутствуют проблемы с развитием речи, социализацией ребёнка в обществе, неспособностью создавать контакты и поддерживать общение. Учёные, наблюдая за развитием этой болезни у детей, приходят к диаметрально противоположным выводам как в отношении диагностики, так и в объяснении причин появления заболевания и его лечения.

Сущность заболевания

Обычно родители, сталкиваясь с проблемой, не осознают, что такое аутизм у ребенка. Испытывая дефицит информации, они не понимают всей серьезности проблемы, а также с чем им придется столкнуться в будущем по мере взросления.


Постараемся объяснить, что такое аутизм простыми словами. Это крайняя форма самоизоляции, связанная с расстройством центральной нервной системы, которое проявляется в нарушении восприятия и коммуникативной функции.

Отсутствует или слабо выражена реакция на внешние стимулы, недостаточно выражаются собственные эмоции и воспринимаются эмоций окружающих.

Дети-аутисты поначалу практически не отличаются от сверстников. В ходе прогрессирования болезни у одних ее признаки начинают проявляться более ярко, у других бывают практически незаметными для окружающих.

Случаи более мягко проявления признаков заболевания относят к расстройствам аутистического спектра. В последнее время даже возникала своеобразная культура аутичных людей, рассматривающая заболевание не как нарушение, а как особый, альтернативный когнитивный стиль. Однако для детей с тяжелой формой недуга возможность добиться самостоятельного функционирования по достижении совершеннолетия является маловероятной.

У ребенка обнаружили аутизм. Что делать?

  • Первым делом специалисты рекомендуют не впадать в панику и не отрицать проблему.
  • Зарегистрируйтесь на форуме или в сообществе единомышленников. Например, «Аутизм. Форум родителей и профессионалов» или на «Форуме родителей детей с аутизмом». Так вы сможете понять, что таких, как вы много и изучить опыт других семей. Полезной будет методичка «Родитель родителю».
  • Поговорите с родственниками, братьями и сестрами ребенка. Объясните им, что такое аутизм.
  • Отправьте ребенка на медицинское обследование. Дети с РАС часто не чувствуют собственного тела и не могут сообщить, что у них что-то болит или не впорядке.
  • Обратитесь в ближайшую в вашем городе службу ранней помощи — организацию помощи детям с нарушениями развития. Например, в Москве это Городской психолого-педагогический центр Департамента образования. На этом этапе важно добиться правильной постановки диагноза. Ищите методики и куратора (тьютора), который будет писать и корректировать программу для вашего ребенка. Обязательно нужны занятия с логопедом-дефектологом, игровой терапевт и терапия в группе.

Каждый случай индивидуален — здесь придется действовать методом проб и ошибок.

  • Если диагноз поставлен, оформите ребенку инвалидность в Бюро медико-социальной экспертизы. Это даст возможность получить материальную помощь и льготы, например, путевки на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд в общественном транспорте и другие.

Особенности поведения

Поведение детей-аутистов отличается своеобразием игр, монотонностью движений. Например, малыш часто кружится вокруг своей оси, повторяет махи руками, подолгу просто сидит и раскачивается, перебирает, рассматривает, трясет пальцами рук.

Кроха-аутист часто равнодушен к ярким специализированным игрушкам для детей, зато станет увлеченно рассматривать лопасти вентилятора.

Может буквально впиться взглядом в работу какого-нибудь механизма. Ему нравится играть с выключателем, бесконечно наблюдая за тем, как зажигается и гаснет свет.

Если ребенок заинтересуется обыкновенной игрушкой, то будет играть с ней необычно. Например, сосредоточится на том, как работает какая-то одна деталь: как закрывается глаз у куклы, вращается колесо у игрушечного автомобиля. Рассматривая вещицы, подносит их очень близко к лицу, внимателен к мелким деталям.

Ребенок протестует, когда взрослые или другие дети пытаются включиться в его игру. Аутист в принципе не заинтересован в занятиях, которые предполагают взаимодействие или телесный контакт с другими людьми. Поэтому не любит процесс переодевания, купания, расчесывания волос. Часто отчаянно противится объятиям, поцелуям, не позволяет брать себя на руки.

Важно! Аутист не подражает мимике и жестам других людей или повторяет их неосознанно, невпопад, никак не связывая их с контекстом ситуации. Он чувствителен к запахам, громким звукам, а может быть глубоко погруженным в себя, не обращать внимания на уход или возвращение родителей домой, не отзываться на свое имя.

Уникальные способности, как признак аутизма

Несомненно, дети страдающие аутизмом воспринимают мир иначе, например, они более чувствительны к ароматам, стимулам и цветам. Функциональные нарушения могут сосуществовать с феноменальной памятью, математическим, музыкальным или художественным талантом. Любой, кто когда-либо смотрел фильм «Человек дождя», вероятно, был впечатлен памятью главного героя страдающего аутизмом — Рэймонда Бэббиты, который знал текст из 7600 книг наизусть. Таких людей называют «савантами» (синдром Саванта) и помимо умения запоминать текст они удивляют географическими или астрономическими знаниями. Среди «ученых-савантов» — гениальные поэты, люди с абсолютным слухом или фотографической памятью, а также экстрасенсорным восприятием.

К сожалению, уникальные способности находятся рядом с проблемой ограничивающей другие навыки, такие как самостоятельное обслуживание или хорошая дикция, но явные таланты, помогают овладеть трудными функциями. Использование механической памяти или превосходного слуха во время терапевтических действий может стать фактором, открывающим ребенка для всего мира, поощряя его работать над улучшением социальных навыков.

Причины возникновения

Одной однозначной причины аутизма на сегодняшний день не выявлено. По большей части развитие заболевания связывают с генетическими мутациями.

Аутизм у ребенка

Также высказываются подозрения в адрес разнообразных влияний внешней среды:

  • инфекционные заболевания;
  • алкоголь, курение, наркотики;
  • нарушения жирового обмена у матери;
  • родовые черепно-мозговые травмы;
  • отравление тяжёлыми металлами;
  • пренатальный стресс.

Комплексный подход связывает аутистические расстройства с нарушением развития мозга вскоре после зачатия. Затем локализованная патология разрастается под воздействием факторов внешней среды, так как успех развития нервной системы зависит от сбалансированной иммунной активности.

С точки зрения когнитивной психологии у аутистов ослаблена способность целостно воспринимать образы. Этим объясняются специфические интересы и таланты аутистов.

Причины аутизма

Аутизм — это комплексное расстройство, у которого нет единой причины. Специалисты скорее говорят о факторах, увеличивающих риск. Эти факторы могут быть генетическими, либо негенетическими. Скажем, существуют гены, влияющие на аутизм и развитие речи у ребенка.

Из негенетических факторов, повышающих риск рождения ребенка с РАС — зачатие ребенка в позднем возрасте, инфекции у матери во время беременности, загрязнение окружающей среды. Иногда эти факторы взаимодействуют друг с другом.

Существует популярная теория, связывающая распространение аутизма с вакцинацией населения. На данный момент не существует ни одного научного доказательства этой связи.

Постановка диагноза

Обычно лишь в легких формах проявления болезнь обнаруживают в подростковом или взрослом возрасте. Но и новорожденным диагноз аутизм не ставят, так как он основывается на анализе поведения, а не на болезнетворных факторах.

Симптомы заболевания обнаруживают и у годовалого малыша, но чем моложе возраст, тем менее надежным является диагноз.

Так, если симптомы обнаружены одновременно у годовалого и трехлетнего малыша, то спустя пару лет первого с большей долей вероятности могут признать здоровым.

В каком возрасте обычно ставят подобный диагноз. К сожалению, средний возраст обнаружения заболевания – пять с половиной лет. Около трети малышей остаются необследованными до восьми лет. Упускается оптимальный период для коррекции заболевания. Поэтому врачи рекомендуют проводить скрининг на расстройства аутистического спектра в возрасте до трех лет.

Обнаружив ранние признаки аутизма у своего малыша, родители должны обратиться к педиатру, который проведет предварительную консультацию, при необходимости привлечет помощь специалиста по аутистическим расстройствам.

Оцениваются когнитивные и коммуникативные способности. Для постановки диагноза должны быть обнаружены ограниченная способность к эмоциональным контактам, стереотипный характер речи, отсутствие интереса к требующим воображения играм, склонность к изучению мелких деталей предметов.

Важно! При анализе симптомов и постановке диагноза должны быть исключены умственная отсталость, специфические нарушения речи, слуха, психические расстройства со сходной симптоматикой (синдром Ретта, дезинтегративное расстройство).

Как распознать самостоятельно проявления аутизма у своего сына/дочери.

Ген аутизма

Хотя происхождение такого заболевания тесно связано с генетикой, в настоящее время научных подтверждений о существовании определенного гена, вызывающего болезнь нет. Однако международная группа ученых сравнительно недавно опубликовала результаты своих исследований в журнале Science Translational Medicine. В процессе своей работы они выявили, что мутации гена PTCHD1, расположенного в единичной мужской хромосоме, в значительной степени связаны с аутизмом. По мнению ученых, таким образом, объясняется и тот факт, что мальчики рождаются аутистами в четыре раза чаще, чем девочки.

Однако сами же ученые говорят о том, что малое число лиц, в генетических структурах которых была выявлена данная связь при проведении такого эксперимента, не является основополагающим доказательством, а лишь одним из дополнительных подтверждений одной из возможных причин возникновения аутистического расстройства.

Ранние симптомы

Несмотря на то, что обнаруженные признаки аутизма у детей до одного года не могут служить поводом для постановки однозначного диагноза, они должны стать причиной более пристального внимания за развитием малыша в будущем.

Симптомы аутизма

Самые ранние признаки развития аутизма у детей до года можно спутать с проблемами развития слуха:

  1. Отсутствие реакций на звуки, отклика на свое имя. В полгода здоровые малыши поворачивают голову в сторону, откуда доносится звук.
  2. Отсутствие характерного лепета.
  3. Малыш подолгу играет сам с собой, не требует внимания.
  4. Отсутствуют улыбка и другие эмоции.
  5. Отсутствие мимики, жестикуляции. Здоровые малыши к 12 месяцам уже умеют махать рукой на прощание, указывать на предметы, вертеть головой, чтобы сказать «нет».
  6. Нет зрительного контакта. К семимесячному возрасту здоровый малыш уже играет в простые игры по типу «ку-ку».
  7. Не отслеживаются объекты, находящиеся прямо перед глазами, зато присутствует реакция на перемещение объектов на периферии.
  8. Сын/дочь не просится на руки.
  9. В возрасте одного года здоровый кроха как минимум должен начать ползать, говорить элементарные слова «мама», «папа», «дай».

Внимание! Официально поставить диагноз до достижения 18-месячного возраста нельзя, так как все вышеперечисленные симптомы аутизма у детей до года могут быть только временным явлением.

Духовные причины

Психология имеет свои взгляды на причины возникновения такой болезни. Духовные и психологические факторы играют в развитии аутизма далеко не малую роль. Психосоматика заболевания свидетельствует о том, что физиологические проявления при такой болезни тесно связаны именно с психологическими. Таким образом, например, ребенок теряет речевые навыки при нежелании общаться с окружающими.

Психологическими причинами, повлиявшими на приобретение болезни, в таком случае становятся:

  • проблемы во взаимоотношениях с матерью в раннем детском возрасте;
  • недостаточное внимание к малышу со стороны родителей;
  • перенесенный сильный эмоциональный стресс;
  • полное игнорирование ребенка матерью, раннее отлучение от груди;
  • психологическая травма у ребенка;
  • искаженное восприятие окружающего мира из-за его недостаточного познания.

У таких детей часто возникает не врожденный, а приобретенный аутизм.

Симптомы заболевания в 2 года

Признаки аутизма у детей 2 лет служат более надежным критерием для распознавания заболевания.

Аутизм в детстве

Типичные признаки аутизма у детей 2 лет включают поведенческие и речевые отклонения.

  1. Если по достижении двухлетнего возраста малыш не начал ходить, это может быть свидетельством аутистического расстройства.
  2. Походка странная – на цыпочках и сопровождается махами рук, напоминающими бабочку.
  3. Нарушения моторики. Например, трудно захватывать и удерживать руками мелкие вещицы, правильно оценить расстояние до предмета.
  4. Малыш может постоянно повторять одни и те же телодвижения.
  5. Даже сильно ударившись, редко плачет, просит о помощи.
  6. Здоровые двухлетки активно подражают словам и действиям взрослых, могут связывать вместе отдельные слова, их словарный запас состоит минимум из 15 слов.
  7. В полтора года малыш при нормальном развитии умеет играть в игры с подключением воображения, например, понарошку кормить куклу. Аутисты, кажется, не подключают воображение, зато любят все упорядочивать. Им нравится расставлять игрушки в ряд, чаще всего по цвету, размеру или типу материала.

Нетрадиционное лечение аутизма

Нетрадиционные, в том числе народные методы лечения аутизма включают в себя ряд практик альтернативной медицины, обозначающихся в зарубежных исследованиях аббревиатурой CAM – Complementary and Alternative Medicine (дополнительная и альтернативная медицина).

К сожалению, альтернативные практики не могут излечить аутизм, но в некоторых случаях способны поднять общий тонус организма ребенка, за счет чего нельзя назвать их полностью бесполезными. Рассмотрим наиболее популярные в этой категории методы.

Лечение в домашних условиях

Аутичные дети часто имеют совершенно уникальные особенности, одной из которых может стать необходимость домашней терапии (например, если ребенок испытывает сильный стресс при выходе из дома). Одной из наиболее надежных программ для терапии в домашних условиях является прикладной анализ поведения (ABA), также популярны методы сенсорной терапии, RDI и др. Использовать методику АВА дома можно как самостоятельно, окончив соответствующие курсы, так и при помощи приходящих терапистов.

При домашней терапии важно выделять на нее строго определенное количество часов в неделю (от 15 до 40 и более), иметь все необходимые рабочие материалы (книги, игрушки, наглядные пособия и т. д.), вести журнал учета больших и маленьких успехов ребенка на пути к нормальной жизни. Необходимо разработать при помощи специалиста учебный план, соответствующий всем имеющимся потребностям малыша.

Также при домашнем лечении рекомендуется 1–2 раза в месяц все же посещать с ребенком и групповые занятия.

Лечение аутизма гомеопатией

Гомеопатия при аутизме может выступать в качестве вспомогательного метода, особенно при непереносимости обычных лекарств или наличии тяжелых побочных эффектов. Лечение аутизма гомеопатией пока не имеет официальных доказательств эффективности.

Аудиторная интеграция

Методы аудиторной интеграции (Earobics, Fast Forward и др.) направлены на регулирование психических и физических особенностей аутичного ребенка, стимулирование правильного развития, улучшение восприятия речи и прочих аудиторных стимулов.

Кранио-сакральная терапия

Подвид мануальной терапии, заключающийся в «несиловом наложении рук» на тело пациента и мягкой коррекции различных смещений и деформаций костных и мышечных структур. Особое внимание кранио-сакральные терапевты уделяют черепу и крестцу (название терапии происходит от латинских слов cranium – «череп» и sacrum – «крестец»), обещая излечение аутизма, ДЦП, умственной отсталости и прочих заболеваний. Документальных подтверждений эффективности метода пока нет.

Холдинг-терапия

«Терапия объятиями», основанная на мнении, что тактильные взаимодействия способствуют появлению тесных связей между людьми. По результатам последних исследований, данный вид терапии не рекомендуется к применению среди аутичных детей, поскольку их реакция на прикосновения в корне отличается от таковой у нейротипичных людей.

Лечение аутизма гипнозом (гипнотерапия)

Согласно последним исследованиям, лечение аутизма гипнозом бывает эффективно при терапии позднего аутизма у детей. Гипнотерапия совместима с другими видами терапии и может увеличивать их эффективность. Однако результативность гипнотерапии при врожденном аутизме пока не доказана.

Фитотерапия

Лечение аутизма народными средствами включает в себя фитотерапию, при которой используются различные лекарственные растения. Эффективное лечение аутизма травами невозможно, однако некоторые из них позволяют повысить иммунитет ребенка, сгладить симптомы тревожности и гиперактивности, а также улучшить общее физическое самочувствие.

Акупунктура (иглоукалывание)

Данный метод может работать на «органическом» уровне, однако в отношении «ментальных» проблем он бессилен. Иглоукалывание допустимо использовать для улучшения кровообращения, что в свою очередь может положительно отразиться на общем состоянии здоровья ребенка.

Остеопатия

Еще один подвид мануальной терапии, иногда применяющийся при аутизме для улучшения сна, аппетита, кровообращения, снятия психоэмоционального напряжения и т. д. По словам самих остеопатов, данная методика может приносить и более ощутимые результаты, однако официальных подтверждений этому пока не имеется.

Прикладная кинезиология

Альтернативная методика диагностирования и лечения заболеваний позвоночника, суставов и нервной системы на основании мануального мышечного тестирования. Доказанных результатов в отношении аутизма не имеется, но при желании кинезиология может быть использована в качестве дополнительного метода оздоровления организма в целом.

Эффективные методы лечения аутизма

В отношении лечения аутизма, проблемы сложной и многогранной, невозможно однозначно ответить на вопрос «какая методика лучше», поскольку нельзя с точностью предсказать реакцию каждого отдельного аутичного пациента на тот или иной вид терапии.

Пока с высокой степенью уверенности можно утверждать следующее:

  • наиболее эффективными при аутизме являются методы раннего вмешательства (чем раньше начата терапия, тем быстрее будет заметен результат);
  • самые высокие показатели адаптации в социуме отмечаются сегодня у детей-аутистов, проходящих АВА-терапию с помощью профильных специалистов или собственных родителей, получивших соответствующее обучение.

Прикладной поведенческий анализ полностью основан на научных принципах, а основную роль в нем играет мотивация подопечных путем поощрения их коммуникативных и учебных успехов. Терапию по этой методике можно дополнять и другими практиками, включая биомедицинские и нетрадиционные – главное, чтобы их использование не наносило вреда здоровью ребенка.

Каждый аутичный малыш проходит собственную уникальную синусоиду развития, а задача родителей и терапевтов – правильно определить потребности ребенка, понять его и помочь максимально эффективно адаптироваться к жизни.

Симптомы у трехлеток

Признаки аутизма у ребенка 3 лет в первую очередь проявляются как проблемы с социальной адаптацией. Такому малышу очень трудно привыкать к новой обстановке в детском саду, неинтересно играть в коллективные игры.

Аутист испытывает дискомфорт при попытке установить с ним зрительный контакт, пытается отстраниться, капризничает.

Аутизм у детей также проявляется в вялой, монотонной речи, склонности к повторам, путанице местоимений «ты», «я».

Большинство аутистов не понимают шуток, поддразниваний.

Дети-аутисты часто ведут себя как личности, склонные к компульсивному поведению, распознать которое можно по навязчивому выполнению действий согласно особой системе. Соблюдают определенную последовательность в игре, еде, выполнении банальных бытовых действий.

Симптомы аутизма у детей

Аутизм – это первазивное расстройство развития органической природы, чаще поражающее мальчиков. Это означает, что речь идет о проблеме, где развитие ребенка нарушается в разных направлениях. Считается, что это врожденное нарушение некоторых функций мозга, преимущественно, обусловленное генетикой.

Это, безусловно, самое серьезное нарушение в человеческих отношениях, но оно не имеет социального происхождения. Причина, от чего возникает аутизм у детей, – это не плохая мать, отец или другие родственники, не семья, не справившаяся с воспитанием. Самообвинение не даст ничего, кроме вреда самому себе. После рождения ребенка с аутизмом важно принять болезнь как факт, найти способ понять мир малыша, приблизиться к нему.

Раннее начало симптомов

В 90% случаев аутичные проявления очевидны между 1-м и 2-м годами жизни, поэтому раннее начало – это важный диагностический фактор. Последующее наблюдение показывает, что, у пациентов с признаками, появившимися в течение 36 месяцев, были характерные симптомы аутизма; при появлении симптомов в более позднем возрасте наблюдалась клиническая картина, близкая к ранней шизофрении. Исключением является синдром Аспергера (болезнь аутистического спектра), который часто диагностируется в позднейшем детском возрасте.

Нарушение социальных отношений

Нарушения эмоционального контакта и социального взаимодействия считаются центральными признаками расстройства. В то время, как у детей с нормальным развитием с первых недель очевидна предрасположенность к формированию социальных отношений, у аутистов уже на ранних стадиях развития отмечаются отклонения от нормы во многих областях. Для них характерен слабый интерес или его отсутствие к социальному взаимодействию, что, прежде всего, проявляется в отношении родителей, а позже – нарушением социально-эмоциональной взаимности по отношению к сверстникам.

Типично также нарушение зрительного контакта, непонятное использование имитаций и жестов в социальном взаимодействии, минимальная способность воспринимать невербальное поведение других.

Расстройство развития речи

При аутизме часто наблюдаются определенные нарушения развития, особенно, ухудшение речи (она значительно задерживается или отсутствует). Более половины аутистов никогда не достигают уровня речи, достаточного для нормального общения, у других регистрируется опоздание ее формирования, с качественными нарушениями в ряде областей: бывает выразительной эхолалия, замена местоимений, нарушение интонации и речевой каденции. Аутичная речь искусственно спроектирована, наполнена бессмысленными, неестественно ясными, стереотипными фразами, непрактичными, часто совершенно непригодными для нормальной коммуникации.

Интеллектуальный дефицит

Ментальное отставание – это наиболее распространенное сопутствующее расстройство, встречающееся примерно у 2/3 аутичных пациентов. Хотя в большинстве исследований указывается на интеллектуальную недостаточность в диапазоне от средней до тяжелой умственной отсталости (IQ 20-50), речь идет о широкой шкале уровней поражения. Она варьируется от глубокой умственной отсталости (при тяжелом аутизме) до среднего, иногда даже немного выше среднего показателя интеллекта (при синдроме Аспергера). Значения IQ относительно стабильны, однако они отличаются некоторым дисбалансом в отдельных предметах тестирования; результаты могут быть прогностическим фактором дальнейшего развития болезни.

У 5-10% аутичных детей в дошкольном возрасте возможно проявление «autismus savant», синдрома Саванта, характерного выдающимися способностями (например, музыкальными или художественными талантами, высокими математическими способностями, необычной механической памятью), несовместимыми с общим уровнем поражения. Однако, только минимальный процент аутистов может использовать такие способности в повседневной жизни, большинство из них своими навыками пользуются совершенно нефункциональным способом.

Стереотипные поведенческие модели

Типичной для аутизма является стойкая поглощенность одним или несколькими стереотипными, очень ограниченными интересами, компульсивным соблюдением конкретных, нефункциональных процедур, ритуалов, повторяющиеся странные двигательные манеры (постукивание, скручивание рук или пальцев, сложные движения целого тела). У аутистов при работе с предметами, особенно во время игры, наблюдается ненормальный интерес к нефункциональным частям вещей или игрушек (ароматы, прикосновение, шум или вибрации, возникающие при манипуляции с ними).

Что родители могут заметить в раннем детстве?

В раннем возрасте сами родители могут наблюдать некоторые поведенческие нарушения у ребенка, являющиеся хорошими «пророками» аутизма.

В общении:

  • ребенок не реагирует на свое имя;
  • малыш не говорит, чего хочет;
  • имеет задержку развития речи;
  • не отвечает на стимулы;
  • иногда кажется глухим;
  • кажется, что он слышит, но не других людей;
  • не указывает на предметы, не прощается;
  • сказав несколько слов, останавливается.

В социальном поведении:

  • отсутствие социальной улыбки;
  • ребенок любит играть в одиночестве;
  • предпочтение самообслуживания;
  • затворничество;
  • гиперлексия;
  • плохой зрительный контакт;
  • отсутствие значимости общения;
  • жизнь в своем собственном мире;
  • отсутствие интереса к другим детям, или попытки установить контакт, но неадекватным способом;
  • игнорирование других людей;
  • вспышки гнева;
  • гиперактивность;
  • неспособность к сотрудничеству;
  • негативизм;
  • отсутствие умения играть с игрушками;
  • постоянное монотонное занятие с определенными вещами;
  • ходьба на цыпочках;
  • необычная сосредоточенность на определенных игрушках (малыш всегда носит с собой какой-то предмет);
  • разложение предметов в ряд;
  • неадекватная реакция на определенные материалы, звуки, изменения (гиперчувствительность);
  • особые движения.

Абсолютные показания для дальнейших исследований:

  • отсутствие выдаваемых звуков до 12 месяцев;
  • отсутствие жестикуляции до 12 месяцев;
  • отсутствие произношения слов до 16 месяцев;
  • отсутствие произношения предложений до 24 месяцев;
  • потеря любых языковых или социальных способностей в любом возрасте.

Проявления аутизма у 2-летнего ребенка

Признаки у каждого ребенка разные. С возрастом они могут измениться. Некоторые симптомы появляются, сохраняются в течение некоторого времени, затем исчезают. Тем не менее, у 2-летнего ребенка аутизм может происходить по-другому. Обычно он играет сам, не проявляет интереса к компании других. Он часами может находиться наедине с собой, его игры странные, часто повторяющиеся, сосредоточенные на деталях; он предпочитает определенные игрушки, еду, пути, наперед известный процесс, ритуалы. Смотря на человека, он больше интересуется его ресницами, губами, очками, чем визуальным контактом. Даже, если он смотрит в глаза, создается впечатление сквозного взгляда. Аутист более интересуется отдельными деталями, чем единым целым.

Его словарный запас очень низок или отсутствует вообще, для него характерна сопротивляемость любым изменениям в течение дня; он употребляет только конкретный вид пищи, ему нужна определенная рубашка, обувь, кепка. При нарушении стереотипа наступает плач, аффект, агрессия, иногда – самоповреждение.

Проявления аутизма у детей дошкольного возраста

При аутизме у детей дошкольного возраста их выразительное поведение может казаться окружающим очень странным. Ребенок думает, играет, говорит иначе, чем другие. Это проявляется стереотипами в игре, еде, общении. Иногда выразительной бывает даже его ходьба. В большинстве случаев, аутисту не хватает творчества, воображения. Он терпит неудачу в отношениях с другими детьми, не заинтересован в активном сотрудничестве. Если прервать его текущую деятельность, он реагирует неадекватно, эмоционально, может укусить, ударить.

Такой ребенок не понимает, не может выразить себя. При разговоре может проявляться эхолалия (повторение без понимания), больной имеет проблемы с ориентацией в пространстве и временном разделении, у него отсутствует способность поддержать разговор. Он редко задает вопросы, но если это случается, то часто повторяет их. В общении аутист больше обращается к взрослым, чем к сверстникам.

Но следует иметь в виду, что существует множество форм аутизма с большим количеством индивидуальных проявлений. То, что типично для поведения одного человека, атипично для другого. При нормальных обстоятельствах в дошкольном возрасте ребенок должен уметь создавать и укреплять социальные связи, учиться у других, сотрудничать, развивать речь. Развитие детей с РАС происходит по-другому, поэтому своевременное распознавание симптомов может помочь родителям и детям найти способ понимания, обучения. Сегодня существует множество разработанных методических руководств и пособий, призванных помочь аутистам в повседневной жизни. Основа заключается в обретении максимальной независимости, включении в нормальную жизнь, минимизации социального разрыва.

Родители детей-аутистов могут использовать специальные консультации, дошкольные или школьные учреждения, предлагающие психологическую помощь.

Коррекция заболевания

Лечить аутизм у детей – значит искать индивидуальный подход к каждому пациенту в зависимости от того, в каком возрасте были обнаружены симптомы, в степени их выраженности. Коррекция ярко выраженного заболевания требует интенсивной помощи в освоении речи, самообслуживания, социальной адаптации. Самым эффективным методом терапии считается психотерапия, направленная на коррекцию поведения и трудотерапия.

Чтобы облегчить коммуникацию, можно использовать для общения карточки с картинками, средства печати, язык жестов. Очень важно для поддержания душевного спокойствия и ощущения безопасности придерживаться установленного распорядка дня.

Часто у людей отсутствует фермент, отвечающий за расщепление глютена и казеина. Это приводит к нарушению работы ЖКТ, коликам, нарушению сна, истерикам. Поэтому назначается безглютеновая и безказеиновая диета.

В отдельных случаях требуется медикаментозное лечение, снижающее гиперактивность и раздражительность. На данный момент болезнь считается неизлечимой. Хотя порой случается, что интенсивная коррекция аутизма у малышей позволяет достичь ремиссии и диагноз бывает снят.

Медикаментозное лечение аутизма

Лекарственные препараты не способны устранить аутизм как таковой, но могут помочь снизить отдельные симптомы: агрессию и аутоагрессию, ОКР, тревожность, гиперактивность и т. д. Кроме того, с помощью медикаментов можно добиться усиления способности к концентрации внимания, победить дисбактериоз и гиповитаминоз, повысить общий иммунитет организма.

Препараты для лечения аутизма

В некоторых случаях аутичным пациентам могут быть выписаны следующие психотропные препараты:

  • антидепрессанты и нейролептики (снижение тревожности, раздражительности, цикличности поведения, вспышек гнева, депрессии, гиперактивности и т. д.);
  • медикаменты нестимулирующего действия – гуанфацин, атомоксетин (повышение способности концентрировать внимание, снижение нервного возбуждения, синдрома гиперактивности и т. д.);
  • аналептики (повышение концентрации внимания, снижение гиперактивности, импульсивности);
  • противосудорожные препараты (снижение частоты конвульсивных приступов, стабилизация поведения и общего настроения).

В качестве поддерживающей терапии часто назначаются:

  • пробиотики (при дисбактериозе кишечника);
  • витаминные комплексы, содержащие витамины С, Е и группы В;
  • иммуномодуляторы, стероидные препараты (для стимулирования иммунитета);
  • гормональные препараты окситоцин, секретин и др. (для улучшения общего состояния при аутизме).

Назначать любые лекарства имеет право только высококвалифицированный врач, занимающийся лечением аутизма и РАС. При использовании медикаментов необходимо учитывать все возможные побочные эффекты и риск привыкания.

Лечение аутизма стволовыми клетками

Одна из «революционных» попыток победить аутизм – лечение стволовыми клетками, взятыми из пуповинной крови при рождении ребенка. Данный метод заключается во внутривенном и/или интратекальном (в спинномозговую жидкость) введении стволовых клеток пациенту, что должно увеличивать приток крови в различные области мозга и формировать новые нейроны, благотворно влияя на состояние аутичного человека.

На сегодняшний день лечение аутизма стволовыми клетками пока не имеет весомых доказательств эффективности, однако известно несколько случаев частичной реабилитации детей-аутистов после проведенной процедуры.

Как распознать детей-аутистов родителям

Расстройство аутичного спектра характерно рядом общих черт.
Отсутствуют следующие реакции:

  • ответ на свое имя;
  • ответ или реакция на стимулы;
  • указание пальцем на интересные предметы;
  • махание на прощание;
  • подключение к детским играм (напр., в ладошки);
  • подражание;
  • замечание отдаленных предметов;
  • поддержка зрительного контакта.

Присутствуют следующие черты:

  • выражение себя криком, аффектом;
  • задержка развития речи;
  • впечатление глухоты.

Следующие признаки – причина для проведения обследования и тестирования:

  • до 12 месяцев не «агукает»;
  • до 12 месяцев не жестикулирует;
  • до 16 месяцев не использует слова;
  • до 24 месяцев не использует предложения;
  • в любом возрасте теряет речевые или социальные навыки.

Один день из жизни:

Лечение

Курс необходимых мер в себя включает следующее:

  1. Поведенческая терапия. Важно наблюдать за поведением малыша и за тем, как он реагирует на определённое действие. Когда хорошо изучен характер ребёнка, подбираются необходимые стимулы. Для кого-то это может быть музыка, для кого-то вкусная еда. Потом необходимо реакции, которые нравятся ребёнку подкреплять какими-то поощрениями, то есть награждать ребёнка за проделанную работу. Так вы получите, какой-никакой контакт с малышом, а у него закрепятся какие-то навыки и умения. Таким образом, можно уменьшить агрессию у ребёнка.
  2. Занятия с логопедом. Это необходимо для того, чтобы правильно поставить речь ребёнка, ведь ему ещё необходимо учиться в школе. Поэтому, чаще всего к логопеду обращаются ещё до 7 лет (если уже был диагностирован аутизм).
  3. Стимуляция выработки социального общения и навыков самообслуживания. Для этой цели могут использовать специальные картинки на карточках. Например, на них может быть изображено то, что ребёнок, проснувшись, поднимается с кровати и чистит зубы.
  4. Медикаментозная терапия. Лечение таблетками применимо лишь в критических ситуациях, когда особое поведение вредит развитию ребёнка. Но вы должны понимать, что истерические припадки или монотонные действия — это способ общения ребёнка, а не патологическое проявление. Важно, чтобы психотропные или успокоительные препараты назначал только специалист, ни в коем случае не стоит заниматься самолечением.

Расстройства аутического спектра

В соответствии с симптомами РАС делят на несколько типов:

  1. Детский. Проблемы с пониманием услышанного, увиденного, испытанного. Трудности в общении, воображении. Речь идет о врожденном нарушении мозговых функций, ассоциирующихся с расстройством психического развития.
  2. Атипичный. Признаки могут частично соответствовать критериям детского аутизма, сочетаться с проявлениями других форм РАС.
  3. Синдром Аспергера. Характеризуется проблемами в общении, воображении, социальном поведении. Интеллект бывает выше среднего. Речь полностью развита, пассивный словарный запас богат.
  4. Другое дезинтегративное расстройство (синдром Геллера). Расстройство типично нормальным развитием, длящимся около 2 лет. Затем происходит постепенная потеря обретенных навыков, способностей.
  5. Другое первазивное расстройство. Нарушены все области, но нарушение не соответствует другим диагнозам.
  6. Синдром Ретта. Встречается у девочек. Сопровождается тяжелыми психическими отклонениями.

Континуум расстройств аутистического спектра

Что такое аутизм

Многие задаются вопросом, лечится аутизм или нет? Аутизм является одной из самых трудноизлечимых болезней. Точнее, современные ученые научились лишь сглаживать его симптомы и признаки, но полное искоренение болезни пока невозможно.

Человек, больной аутизмом, имеет очень ограниченный круг интересов, который часто сводится к одному или двум действиям, повторяющимся циклически. Также у аутистов отсутствует тяга к общению. Они очень замкнуты и пытаются избегать контактов с внешней средой. Это является следствием того, что аутизм провоцирует психическое расстройство, влекущее за собой нарушение речи и моторики.

Существует и атипичный аутизм, сопровождающийся умственной отсталостью больного.

Классификация

Аутизм представляет собой психическое расстройство, оно протекает без ремиссии. Характерным признаком является отсутствие социальных навыков у детей. Чаще всего определить, что у малыша, возможно, есть аутизм, родителям удаётся уже после годовалого возраста. Если у ребёнка аутизм, его интересы ограничены, действия монотонны, движения часто повторяются. Что характерно, среди аутистов девочек в 4 раза меньше, чем мальчиков. На сегодняшний день полностью излечить ребёнка от аутизма невозможно. Терапия направлена на выработку навыков адаптации в обществе.

Различают четыре типа аутизма:

  1. Синдром Каннера. Для данного типа заболевания характерны следующие признаки:
  • малыш игнорируют всё, что его окружает, в том числе и действие раздражителей, но только в случае, если они не причиняет ему болевых ощущений;
  • у ребёнка отсутствует нормальное желание контактировать с близкими людьми уже с грудничкового возраста;
  • характерно, что малыш повторяет одно и то же слово по нескольку раз, как попугай;
  • ребёнок никогда не смотрит прямо в глаза своему собеседнику;
  • происходит задержка личностного развития;
  • малыш играет с предметами, не предназначенными для этой цели.

Чаще всего диагностируется уже после того, как малышу исполняется два года. Иногда родители не обращают на это никакого внимания, а замечают, что их ребёнок как-то отличается от других, лишь при сравнении с другими детьми или после рождения второго малыша.

  1. Синдром Аспергера. Считается лёгкой формой, выявляется у деток после семи лет. При этом:
  • уровень интеллекта может быть средним или даже выше среднего;
  • речевые навыки сохраняются, возможны проблемы с громкостью и правильной интонацией;
  • характерна зацикленность на определённом предмете или занятии;
  • может нарушаться координация движений;
  • неспособность договариваться.
  1. Синдром Ретта. Данный тип аутизма связан с патологией X-хромосомы. Характерен для девочек. Если такая патология происходит у мальчиков, во внутриутробном развитии они погибают. Данный тип аутизма встречается у одной из 10.000 девочек. Характерны:

Данный тип практически невозможно откорректировать, редко ожидается улучшение болезни.

  • ограниченность действий;
  • повторение определённых движений или слов;
  • отсутствие коммуникативных способностей.

Проявляются признаки после трёх лет. Обычно характерно для детей, у которых диагностированы тяжёлые расстройства аппарата речи и умственная отсталость.

Как ставится диагноз

Диагностический процесс основан на психологических, психиатрических обследованиях, выявлении симптомов аутизма у детей. Диагноз устанавливается на основе поведенческих проявлений, независимо от возможной причины.

На следующей стадии диагностики определяется наличие связи психических признаков у ребенка-аутиста с соматическим заболеванием, генетической аномалией.

Оценивается уровень не специфического поражения ЦНС.

Современная диагностика РАС носит междисциплинарный характер. Комплексное обследование позволяет оценить расстройство с разных точек зрения.

Дифференциальная диагностика

Сегодня существуют разные методики, которые направлены на коррекцию нарушений у детей-аутистов. Результативность зависит от тяжести патологии и правильного подхода к терапии.

Успех лечения обусловлен верно поставленным диагнозом и выявленными нарушениями. Надо понимать, что симптомы аутизма свойственны и ряду других заболеваний. Поэтому рекомендуется проводить дифференциальную диагностику.

Аутизм можно перепутать с такими патологическими состояниями:

  • шизофрения;
  • синдром Ретта;
  • нарушение привязанности;
  • умственная отсталость;
  • глухота;
  • синдром Ландау-Клеффнера;
  • нарушение речевой функции;
  • гиперкинетическое расстройство со стереотипиями;
  • дезинтеграционное нарушение;
  • синдром Туретта.

При постановке диагноза аутизм, учитывается триада признаков данной патологии:

  1. нестандартные формы установления контактов с окружающими, отсутствие или слабая реакция на людей;
  2. появление первых симптомов патологии не позже 30-месячного возраста;
  3. задержка или отсутствие речевого развития.

Доктор собирает анамнез пациента. Выявить аутизм ему помогают специальные тесты. Трудности диагностирования болезни связаны с тем, что ребенок плохо идет на контакт, не может сосредоточиться на выполнении задания.

Поэтому появляется риск недооценки либо переоценки малыша. Для дифференциальной диагностики аутизма важно обращаться к грамотным специалистам.

Малоопытный врач может сделать неверное заключение, подобрать неподходящее лечение. Это способно привести лишь к усугублению состояния малыша. Существуют специальные центры по выявлению и лечению аутизма.

Новое в лечении аутизма: точная диагностика – эффективная реабилитация

Основной проблемой большинства родителей является непонимание глобальной причины развития аутизма. Генетические предпосылки или прививки? Нарушенный обмен веществ или органическая патология? Каждый специалист называет свою гипотезу и строит на ней реабилитационный комплекс мероприятий. Мы хватаемся то за одну, то за другую методику, где лечат РДА: вдруг подойдет? Но без точного понимания природы самой болезни вопрос – как вылечить аутизм у ребенка – так и продолжает оставаться безответным.

Точная диагностика аутистических состояний раскрыта в Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Это научное знание позволяет выделить главный фактор, провоцирующий нарушения аутистического спектра: травма в звуковом векторе психики ребенка.

Звуковой вектор задает ребенку интроверсию, погруженность в свои мысли. Звуковичок с ранних лет немного «не от мира сего»: избегает шумных детских игр, интересуется у взрослых устройством мира, иногда говорить начинает позже других ровесников.

Ухо – его самая чувствительная зона. Травмирующим воздействием могут стать крики, ссоры, громкая музыка, разговоры на повышенных тонах. Плохое внутреннее состояния матери также напрямую влияет на состояние ребенка. Оскорбительные смыслы речи такой ребенок улавливает бессознательно, они также наносят ему психическую травму. Тогда ребенок стремится отгородиться от мира вокруг, не слышать его, вплоть до потери обучаемости. Болезненными становятся даже бытовые шумы, он закрывает уши и реагирует гримасами.

Тренинг «Системно-векторная психология» дает точный способ, как определить аутизм у ребенка, показывает границу между нормой и патологией в звуковом векторе. Но это лишь начало. Эффективное лечение аутизма требует точного знания всех психических особенностей и свойств, заданных ребенку от природы. Это позволяет подобрать гарантированно точные коррекционные мероприятия, а не пользоваться «методом слепого тыка».

Как это сделать?

Диагностика детского аутизма

Когда мама замечает, что чадо не отзывается на имя, не смотрит в глаза, предпочитает в сотый раз разложить мишек от большего к меньшему, а не поиграть с соседским Петькой, естественно, она обращается к педиатру или детскому психологу.

Оба специалиста обязаны увидеть тревожные знаки и отправить семью на консультацию к детским неврологу и/или психиатру.

Методы исследования

Основой для постановки диагноза являются жалобы родителей, педагогов и наблюдение за ребёнком. Мать и отца тщательно опрашивают, выясняя причины их беспокойства и ход событий.

После чего применяют дополнительные методы исследования.

МетодДля чего используется
ЭлектроэнцефалографияДля поиска эпилептических очагов. Эпилепсия часто сопутствует аутизму.
МРТ головного мозгаПозволяет найти следы травм, выявить вероятные опухолевые образования, которые могли бы объяснить нарушения поведения.
Консультация ЛОРаПроверка слухового и речевого аппарата. Нужно убедиться, что ребёнок слышит и может ответить, но не использует эту возможность.
Уровень гормонов щитовидной железыПроблемы щитовидки всегда влияют на эмоции.
Кровь на фенилкетонуриюПри отсутствии лечения эта болезнь может дать схожую симптоматику.

Тесты и опросники

Для определения аутизма применяют:

  • опросник M-CHAT-R (для детей 1-2 лет);
  • шкала аутизма C.A.R.S. (для детей 2-4 лет);
  • тест ASSQ (для детей 6-16 лет);
  • опросник на повторяющееся поведение;
  • опросник для оценки эффективности терапии при аутизме.

Они есть в интернете. Их можно пройти дома, за компьютером, бесплатно.

Бывают ли взрослые с аутизмом?

В странах СНГ до сих пор «переписывают» аутизм в шизофрению, как только пациенту исполнится 18. Не нужно быть психиатром, чтобы не заметить неувязки в этой «логической» цепи.

В реальной жизни взрослые люди с аутизмом, естественно, существуют. Документально же аутизм пока остается детским диагнозом.

Диагностика и прогноз

Чтобы выявить категорию малышей раннего возраста, нуждающихся в более детальной диагностике психического развития, применяется тест на аутизм М-CHAT у детей.

Для постановки диагноза требуется длительное наблюдение в динамике. Необходимо, чтобы малыш находился в естественной среде. Специалист с учетом психологических особенностей ребенка разрабатывает коррекционную программу. Цель помощи аутичным детям состоит в их максимальной адаптации к среде, повышении качества жизни.

Аутизм в 11 лет — нежелание общаться

Частотность аутизма

Аутизм – болезнь, которая связана с нарушением социальной адаптации человека, психического развития, речевой функции.
Ранняя диагностика и лечение может свести на нет это заболевание.

Главное направление помощи – обучение и социализация.

В российской медицине не хватает практики распознавания заболевания на раннем этапе, однако родители ребенка-аутиста могут бить тревогу раньше и обращаться к врачу.

Середина прошлого века не могла «похвастаться» таким заболеванием, но сейчас “детей дождя” становится все больше. Согласно статистике в США, в 1970-х один аутист был на 10 тысяч детей, в 2000-х годах – один на 250 детей, сейчас один на 88 детей (у мальчиков это заболевание встречается в 5 раз чаще).

В РФ не дают точной статистики по количеству детей-аутистов, так как не ведут такого подсчета. Приблизительно «детей дождя» (так называют этих ребят) в стране десятки тысяч, так что от Америки мы мало чем отличаемся.

Случаи аутизма увеличиваются, но никак не объясняются. Ученые сходятся во мнении, что возникновение аутизма провоцирует ряд факторов, а не какой-то один.

Формы заболевания

В зависимости от показателя IQ и уровня заботы, необходимого пациенту в повседневной жизни, аутизм у детей подразделяют следующим образом:

  • низкофункциональный;
  • среднефункциональный;
  • высокофункциональный.

Кроме того, заболевание может быть синдромальным и несиндромальным.

В зависимости от этиологического фактора ранний детский аутизм может быть:

  • эндогенно-наследственным;
  • связанным с хромосомными абберациями;
  • экзогенно-органическим;
  • психогенным;
  • неясной этиологии.


Одна из форм аутизма у детей – с отрешенностью от окружающего мира

По классификации К. С. Лебединской в зависимости от преобладающего характера нарушения социальной адаптации выделяют следующие формы аутизма у детей:

  • с отрешенностью от окружающего мира (ситуативное поведение, отсутствие навыков самообслуживания, полное отсутствие потребности в социальных контактах);
  • с отвержением окружающего мира (речевые, сенсорные, двигательные стереотипии, нарушение чувства самосохранения, гипервозбудимость, гиперсенситивность);
  • с замещением окружающего мира (наличие своеобразных интересов и фантазий, слабая эмоциональная привязанность к близким людям);
  • со сверхтормозимостью в отношении окружающего мира (быстрая психическая и физическая истощаемость, пугливость, ранимость, эмоциональная лабильность).

По классификации О. С. Никольской, в зависимости от тяжести проявлений аутизма у детей, основного психопатологического синдрома и отдаленного прогноза выделяют 4 группы:

  1. Характеризуется самыми глубокими нарушениями, характерно полевое поведение, отсутствие потребности во взаимодействии с окружающими людьми, мутизм, отсутствие активного негативизма, неспособность к самообслуживанию; ведущим патопсихологическим синдромом выступает отрешенность. Целью лечения является установление контакта с ребенком, вовлечение во взаимодействие с окружающими, формирование навыков самообслуживания.
  2. Характеризуется наличием жестких ограничений в выборе формы поведения, штампованной речи, выраженным стремлением к неизменности, при этом любые изменения могут обусловить срыв, который выражается в агрессии, аутоагрессии, негативизме; ребенок способен вырабатывать и воспроизводить бытовые навыки, в привычной среде достаточно открыт; ведущим психопатологическим синдромом выступает отвержение реальности. Целью лечения является развитие контактов с близкими людьми, выработка большего количества стереотипов поведения.
  3. Характеризуется более сложным поведением при поглощении собственными стереотипными интересами, слабой способностью к диалогу, неготовностью идти на компромиссы, пробовать и/или рисковать для достижения поставленной цели, при этом у пациента могут присутствовать энциклопедические знания в конкретной области на фоне фрагментарного представления об окружающем мире, отмечается интерес к опасным асоциальным развлечениям; ведущим психопатологическим синдромом выступает замещение. Целью лечения является обучение диалогу, формирование навыков поведения в обществе, расширение круга представлений.
  4. Характерно настоящее произвольное поведение, однако дети при этом быстро утомляются, у них наблюдаются сложности концентрации внимания, выполнения инструкций; они могут вести себя робко, пугливо, однако при адекватном лечении демонстрируют лучшие результаты в сравнении с остальными группами; ведущим психопатологическим синдромом выступает ранимость. Целью лечения является улучшение навыков социального взаимодействия, обучение спонтанности, развитие индивидуальных способностей.

При аутизме у детей наблюдаются не только расстройства психических функций, но также нарушения восприятия окружающей действительности.

Дополнительная терапия

К дополнительной терапии относят методы лечения, которые нормализуют психику ребенка, возвращают его интеллектуальные способности и помогают улучшить их социальные навыки. Большинство методов довольны просты и могут применяться для всех детей. Но перед этим рекомендуется провести беседу с врачом, чтобы подобрать наиболее подходящий вариант.

Эффективные способы лечения детского аутизма:

  1. Пет-терапия. Такой метод подразумевает покупку для ребенка домашнего животного. Кошка способна вылечить малыша своим покоем, а собака простимулирует в нем проявление физической активности.
  2. Иппотерапия. Верховая езда – еще один вид терапии. Он применим для детей школьного возраста, подростков или взрослых. При иппотерапии у больного происходит восстановление психики, устранение стереотипности поведения, а также обучение взаимодействию с окружающими через общение с лошадью.
  3. Дельфинотерапия. Терапия с помощью общения с дельфинами помогает восстановить психику ребенка, развить интерес к окружающему миру и помочь ему в социализации. При этом эхолокация дельфинов оказывает положительное воздействие на клетки организма.
  4. Арт-терапия. Основой арт-терапии является творчество. Регулярные занятия по рисованию помогают развить у ребенка навыки коммуникации и эмоционального восприятия, сделать его более открытым для общения, а также избавляют от агрессивности и напряжения.
  5. Музыкальная терапия. В лечении очень эффективна терапия с использованием музыки. При еженедельных занятиях у ребенка начнут развиваться социальные навыки, он станет более общительным, сможет концентрироваться на любых вещах, а также перестанет испытывать чувства тревоги и агрессии. Большое значение в такой терапии играет опытность специалиста, с которым будет заниматься больной.
  6. Остеопатия. Такой метод восстанавливает функции мозга, а также нормализует социальные навыки. При осторожном физическом воздействии специалиста у ребенка через несколько процедур полностью изменится самочувствие. Остеопатия позволяет не просто развить социальные навыки, но и помочь аутисту полностью адаптироваться в обществе. Параллельно с этим у него улучшаются интеллектуальные способности.
  7. Йога. Во время занятия йогой у больного улучшается сенсорное восприятие, его поведение становится менее стереотипным, а психика постепенно успокаивается и приходит в норму. Заниматься ею можно в домашних условиях, но перед этим потребуется пройти обучение у квалифицированного специалиста.
  8. Эрготерапия. С помощью такого типа терапии ребенку помогают развивать навыки для повседневной жизни. После нескольких занятий у больного появится способность самостоятельно делать привычные для обычных людей вещи, которые раньше для него были недостижимы.
  9. Визуальная и сенсорная терапия. Первый вид лечения подразумевает обучение ребенка воспринимать окружающий мир с помощью изображений. Второй тип терапии учит больного лучше ощущать и понимать мир с помощью сенсорных функций организма.
  10. Стволовые клетки. Использование стволовой клетки для лечения болезни стало довольно распространенным методом терапии. Такой способ помогает ускорить развитие у ребенка социальных навыков, а также избавить его от неприятных симптомов. Вводятся стволовые клетки интратекальным и внутривенным путем.

Вылечивать ребенка, больного аутизмом, такими методами довольно просто. Нужно лишь правильно подобрать варианты терапии, сочетая их с основным лечением.

Комбинировать слишком большое количество методик не рекомендуется, т.к. это может оказать негативное влияние на ребенка. В лечении аутизма важно не переусердствовать.

Что делать?

Да, аутизм — это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни. Но благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться многого: адаптировать ребенка к жизни в обществе; научить его справляться с собственными страхами; контролировать эмоции.

  1. Самое важное — не маскировать диагноз за якобы «более благозвучным» и «социально приемлемым». Не убегать от проблемы и не фиксировать все внимание на негативных аспектах диагноза, таких, как: инвалидность, непонимание окружающих, конфликты в семье и прочее. Гипертрофированное представление о ребенке как о гениальном также вредно, как и подавленное состояние от его неуспешности.
  2. Необходимо без колебаний отказаться от терзающих иллюзий и выстроенных заранее планов на жизнь. Принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Действовать исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу любви и доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно.

Помните, что без вашей поддержки ребенку с аутизмом не выжить.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]